Как человек, погруженный в технологии, могу вам привести несколько примеров, которые помогут понять сегодняшнее состояние разработок в этой области.
Все мы летаем самолетами. А знаете ли вы, что и Boeing, и AirBus еще лет 15 назад уже в принципе достигли такого уровня электроники, что вполне могли бы летать без пилотов?
И что в целом в современных самолетах искусственно созданы процедуры, которые должен выполнить вручную пилот: уйти с эшелона, подготовить посадочную конфигурацию и так далее. А ведь технически это может делать сам самолет. Если бы его искусственно не ограничивал производитель. Он не только может сам взлететь, долететь до нужного аэропорта и сам сесть. При должном оснащении аэропорта он даже на перрон у телетрапа может зарулить сам… .
Вы спросите: так почему он сам не летает? Ответ простой: вы лично с вашими детьми сядете в самолет без пилотов? Нет. Я уже не говорю про противодействие сильных профсоюзов пилотов.
Давайте возьмем более приземленный случай: автомобиль. Все слышали о том, что уже несколько лет назад ИИ автопилотов достиг такого уровня, что автомобили по хорошо оцифрованным улицам могли ездить без водителей. Сколько журналистов самых известных СМИ смаковали эту тему… . Сколько бравурных отчетов предоставили разработчики автопилотов… . А что в реальности? А в реальности в Европе жуткий дефицит водителей. Компании переманивают их друг у друга. Европа буквально высасывает водителей из СНГ к себе на работу. Почему в США разрешение ездить автомобилям без контролирующих водителей получено лишь в паре штатов на минимальных скоростях да на хайвэях?
Так почему так? Все очень просто. Вы можете разработать что угодно, но общество должно согласиться принять последствия этой разработки. Разве многие смогут смириться с тем, что если беспилотный автомобиль задавит кого-то из близких, то никто за эту трагедию уголовно не ответит? Сегодня технология забежала слишком далеко вперед по отношению к состоянию общества.
Вернемся к логистике: допустим, наш логистический ИИ-робот по своему усмотрению раздвинет временные окна доставки, указанные вашими клиентами. То есть не все клиенты получат товары в согласованное время. Ваша компания сэкономит много денег на доставку за счет уменьшения количества нанимаемых водителей. Но клиенты будут недовольны, завтра они отвернутся от компании и ваш бизнес рухнет – кто будет нести ответственность? ИИ?
А вот если стратегиями доставки в нашей системе управляет ваш логист, то он лично отвечает за выбранную стратегию перед директором. Такой подход директору понятен – есть с кого спросить по всей строгости. И есть, кого наградить за успех. У директора появляется заинтересованный в успехе компании союзник – логист. А логист, находится в ситуации: «или грудь – в крестах, или голова – в кустах». Поэтому он очень хорошо будет думать – какую стратегию выбрать?
Директору лучше не увольнять логиста и отдавать себя в руки ИИ. Ему лучше не только оставить логиста, но и премировать его за дополнительную доходность доставки, которой он добился, ответственно и разумно управляя ИИ.