Впечатляющий вид всегда ли = впечатляющая суть?
В поисках способов экономии на процессах доставки существует убеждение — большее количество точек доставки, которое сконцентрировано в зоне и закреплено за водителем – большая выгода для компании. Суть в том, что водители не наматывают огромный километраж, а отсюда уже ощутимая экономия хотя бы на ГСМ.
Согласны, что кучно сформированные маршруты очень эффектно смотрятся визуально на карте, но производят ли они такой же эффект относительно самих процессов доставки товаров?
Чтобы понять выгоду кучности, нужно разобраться в самом алгоритме построения кучных маршрутов.
До появления кучности существовал инструмент «Зонирование» — деление всех адресов доставки на зоны таким образом, чтобы дистанция между точками была максимально небольшой. Инструмент работал так — алгоритм создает небольшие зоны и включает в процесс доставки весь автопарк компании. Какой эффект достигался:
▶ расстояние от одной точки до другой было короче
▶ водители меньше стояли в пробках
▶ проще формировался прогноз времени их прибытия
▶ в рамках зоны было проще менять порядок объезда точек, при условии, если клиент хочет перенести время доставки
При этом нужно понимать, что зонирование производится независимо от маршрутизации. Один алгоритм делит заявки на зоны, а другой — создает внутри них оптимальные маршруты для водителей.
Минусы зонирования
В какой-то момент стало очевидно, некоторые наши клиенты, желая иметь наиболее эффективно выстроенные алгоритмы доставки, неправильно создавали зоны.
К примеру, нашлись компании, которые делали это на основе временных окон, рассуждая так: «Заявки, совпадающие приблизительно по времени, должен обслуживать один водитель». Но на деле оказалось, что он не может быть одновременно на нескольких точках, соответственно начинали срываться заявленные сроки доставки.
Не все учитывали категорию своего транспорта при зонировании. Например, клиент не включал в зону транспортные средства или просто не имел таковых в своем автопарке, которые требовались для доставки в точку крупногабаритного груза. Это приводило к тому, что при планировании маршрутов из-за несоответствия товара и вместимости ТС, некоторые заявки оставались без назначения на водителя.
Самым большим заблуждением явилось то, что у клиентов была надежда — зоны обязательно сократят суммарно пройденный автопарком километраж, что далеко от возложенных ожиданий. Почему же? Представим, у компании двадцать точек выстроены в вытянутый маршрут и, как показала практика, пять обслуживающих их водителя в совокупности проедут меньше километров, чем один/два водителя зоны.
Инновационное решение для всех
Учитывая все вышеперечисленные недостатки, команда INFINIUM LOGIMUS разработала новый алгоритм «Кучность маршрутов». И, как оказалось, сегодня он стал самым эффективным и выгодным для наших клиентов. Чем же отличается кучность от зонирования?
▶ деление точек доставки происходит на большие по площади геозоны, для вместимости в них большего количества расположенных рядом адресов (кучность)
▶ логическим образом сокращается количество транспортных средств, задействованных в логистике доставки
▶ с наибольшей эффективностью происходит оптимизация маршрутов
Уникальность алгоритма обусловлена его действием на основе Искусственного Интеллекта, учитывая все актуальные параметры доставки, а также всю историю передвижений водителей со всеми нюансами. Самые выгодные маршруты доставки строятся с учетом Big Data за 20 лет!
Основные плюсы кучности
В процессе доставки часто возникают ситуации, когда водителю необходимо поменять несколько заказов местами, заехать на какой-то заказ раньше, а на какой-то позже. Зачастую это зависит от занятости клиента и переноса времени получения.
Курьер вынужден вносить изменения, не стоять в ожидании у двери, а поехать развозить прочие заказы. И тут возможно два варианта относительно структуры маршрута — кучный маршрут, в котором все заказы недалеко друг от друга, или некучный, но наиболее экономичный с точки зрения пробега.
Плюс в том, что если маршрут был кучный — курьеру просто необходимо съездить в соседний дом/на соседнюю улицу и позже вернуться к клиенту. При некучно выстроенном маршруте водителю придется возвращаться к клиенту издалека, а это уже будет долго и, следовательно, дорого.
Еще одно «за» кучные маршруты — ситуация при развозе продуктов по магазинам, когда водитель приехав в магазин и увидев очередь, едет в следующий магазин, рассчитывая на то, что его там разгрузят быстро и он вернется на предыдущую точку, когда очереди там уже не будет.
Кучный маршрут
Некучный маршрут
Резюме – необходимость кучности маршрутов обусловлена высокой вероятностью случайных изменений маршрута в процессе объезда. Специфика городской логистики «опасна» сбоями, переносами и множеством других факторов риска. Решение «Кучность маршрутов» от INFINIUM LOGIMUS позволяет избегать большинства из них, выводя процесс доставки на более эффективный и экономичный уровень.